Процесс объемной горячей штамповки значительно сложнее литья и осуществляется в несколько этапов. На первом этапе небольшую цилиндрическую болванку (слитки, из которых делают колеса, имеют форму цилиндрических столбов различного диаметра, которые нарезают на болванки нужной длины) на первом процессе осаживают, превращая в диск. Затем этот диск проходит несколько прессов, имеющих различное усилие, постепенно превращаясь в окончательную заготовку. На определенном этапе, еще в заготовке, прошивается центральное отверстие.
Перед каждым прессованием заготовка и рабочие штампы нагреваются до температуры в несколько сотен градусов. Сами прессы, несмотря на ужасающую мощь (до 20 тыс. тонн), производят горячую штамповку медленно, можно сказать, нежно. Нагрев и малая скорость деформирования исключают возможность возникновения нежелательных разрывов и трещин в теле заготовки.
Полученная заготовка закаливается и проходит процедуру искусственного старения. Первая процедура добавит колесу прочности, а вторая необходима для снятия напряжения, возникающего в процессе деформации. Старение производится в специальной печи при высокой температуре в течении 12 часов. Затем, после многочисленных проверок и выборочного контроля качества заготовки (структура волокон), она проходит механическую обработку на токарных и фрезерных станках, в результате превращаясь в готовое изделие.
При пластическом деформировании за счет измельчения кристаллической сетки и ликвидации внутренних микродефектов металл упрочняется. Благодаря такой технологии с формированием у металла некой волокнистой структуры прочность колеса получается выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза, а пластичность ниже всего на 20-30% . Можно делать стенки на 20% меньше толщины по сравнению с литыми. Опять же, ковка исключает появление в металле скрытых литьевых раковин, полостей и трещин. В результате вес такого колеса на 15-20% ниже литого и на 40-50% стального штампованного.
Такие колеса стоят своих денег. Они хорошо противостоят неровностям и ухабом. Расколоть качественное колесо почти невозможно. В случае небольшого замятия их можно отреставрировать, хотя надо помнить, что любое воздействие на такое колесо все равно нарушает его структуру.
Диски ZEPP:
14-й диаметр - 4х98, 4х100, 4х108, 4х114,3, 5х100, 5x114,3
15-й диаметр - 4х98, 4х100, 4х108, 4х114,3, 5х98, 5х100, 5х108, 5х110, 5х112, 5х114,3, 5х115, 5х120
16-й диаметр - 5х114,3, 5х139,7
Серия 4х4 - 5х139,7 и 6х139,7
Возможные варианты ЕТ (вылет) для каждой модели:
Для легковой серии: 25, 30, 35, 38, 40, 42, 44, 45
Для серии 4х4: -40, -25, -15, 0, 15, 25
Модели Boxer, Turismo, Tornado, Classic и Tiger new могут выпускаться в облегченной версии Light с допустимой статической нагрузкой на диск не более 440 кг. Для обычного диска допустимая статическая нагрузка составляет 560 кг или 600 кг.
В модельном легковом ряду ZEPP присутствуют диски, изготовленные двумя способами:
- «штампованное лицо»
- «фрезерная обработка»
Диски обеих групп принципиально по качеству ничем не отличаются. Различие только в дополнительной операции у второй группы, а именно фрезерная обработка лицевой части, чтобы можно было качественно сделать тонкие лучи. Из-за дополнительной операции диски второй группы более дорогие и выпускаются в меньшем объеме, так как фрезерная обработка - ОЧЕНЬ трудоемкая операция по времени (1,5 - 2 часа на один диск).
ВСМПО (хуже покраска, меньше ассортимент и разнообразие «вылетов», основной цвет - серебристый), СЛИК (ограниченный выпуск, хуже покраска), СМК (в данный момент нестабильный, небольшой объем выпуска, плохая покраска, цвет только серебристый).
«Предыдущая статья | Следующая статья» |